Радиолокационная станция РПСН-3
Радиолокационная станция РПСН-3 обеспечивает обзор земной поверхности; предупреждение столкновений с наземными препятствиями; обнаружение грозовых фронтов и выявление в них мест, опасных для самолетовождения; обнаружение встречных самолетов, не имеющих ответчиков, и определение их местоположения по азимуту и дальности; определение угла сноса. Кроме этого станция связана с навигационным вычислителем и используется для периодического уточнения координат самолета по точным радиолокационным ориентирам.
Антенный блок осуществляет излучение высокочастотных импульсов, поступающих от передатчика; прием сигналов, отраженных от препятствий, перемещение луча по углу места; перемещение луча по азимуту; модуляцию напряжения развертки по закону синуса и косинуса с частотой качания антенны по азимуту; гироскопическую стабилизацию луча в заданной плоскости.
Приемопередающий блок предназначен для генерирования мощных высокочастотных импульсов и передачи их в волноводный тракт РЛС; преобразование импульсов, отраженных от препятствий, в импульсы промежуточной частоты, их усиления и детектирования; генерирования, старт-импульсов, автоматической подстройки частоты местного гетеродина, временной автоматической регулировки усиления.
Блок синхронизации производит формирование импульсов, синхронизирующих работу других блоков РЛС, усиление видеоимпульсов приемного канала во всех режимах, кроме обзорных, подавление с помощью схемы контурной индикации импульсов, амплитуда которых превышает определенную величину, формирование калиброванных меток дальности.
Индикаторный блок служит для получения радиально — секторной развертки и яркостной отметки цели, определения дальности и азимута цели вырабатывания напряжения 14 кв для питания электроннолучевых трубок, регулировки яркости изображения и меток дальности, смещения видеосигналов по двум каналам, импульсов курсового угла ориентира, импульсов метки наклонной дальности и импульсов калиброванных меток дальности.
Блоки разверток осуществляют формирование тока экспоненциальной формы пяти масштабов; формирование и усиление импульсов подсвета прямого хода разверток; вырабатывание напряжения питания схемы формирования импульса дальности и фиксации смещения начала развертки; усиление видеоимпульсов с выхода усилителя промежуточной частоты и импульсов дальности в трехтоновом видеоусилителе, формирование тока прямоугольной формы пяти масштабов, формирование и усиление импульсов подсвета прямого хода разверток, получение напряжения питания схемы формирования импульса дальности и напряжения фиксации смещения начала развертки, формирование импульсов отметки курсового угла ориентира и наклонной дальности, формирование импульса запуска развертки, опережающего запуск схемы формирования метки наклонной дальности.
Блок питания обеспечивает питанием анодные и сеточные цепи ламп блоков станции стабилизированными и нестабнлн — зированными выпрямленными напряжениями.
Пульт управления позволяет производить включение станции, переключение режимов работы и масштабов развертки, ручное управление антенной по азимуту и наклону, включение «Микроплана».
Пульт контроля позволяет осуществлять контроль питающих выпрямленных напряжений, контроль среднего тока магнетрона и токов кристаллов, переключение регулировки частоты гетеродина РЛС с автоматической на ручную, ручную подстройку частоты гетеродина РЛС, ручную регулировку усиления по промежуточной частоте, выключение стабилизации по крену и тангажу, включение схемы резервной синхронизации п резервного реверса, калибровку меток наклонной дальности, контроль коррекции.
Сервоусилители предназначены для усиления сигналов рассогласования следящих систем азимута, крена, наклона и выдачи управляющих напряжений на соответствующие электродвигатели отработки.
Волноводный тракт выполняет функции передачи высокочастотного импульса от передатчика к антенне и передачу принятой антенной высокочастотной энергии в приемник.
Распределительная коро б к а служит для соединения всех блоков станции между собой, сопряжения с центральной гировертикалью и цепями питания станции, сопряжения с другими радиосистемами самолета.
Вентилятор производит обдув РЛС при неработающей системе кондиционирования самолета.
Принцип действия станции РПСН-3. РЛС является многоцелевой импульсной станцией, работающей в УКВ диапазоне. Излученный ею мощный направленный импульс отражается от препятствий и в виде эхо-сигналов после соответствующего усиления поступает на электроннолучевые индикаторы. Яркостные отметки эхо-сигналов на экранах индикаторов позволяют пилотам п штурману при помощи электронных меток дальности и азимутальных рисок, нанесенных на экраны, правитыю оценить обстановку и принять необходимые меры.
РЛС может работать в семи режимах: «Снос», «Обзор»,
«Дальний обзор», «Горы Грозы», «Изо-Эхо», «Самолеты», «Маяк».
В РЛС применена радиально-секторная развертка со смещенным центром, что позволяет более полно использовать поверхность экранов электроннолучевых трубок (ЭЛТ) индикаторов. Покрытие экранов имеет большое послесвечение, бтагсдзря чему можно одновременно наблюдать изображение всего просматриваемого станцией пространства.
Для проведения коррекции координат самолета по точечным радиолокационным ориентирам при совместной работе с навигационным вычислителем в РЛС предусмотрена специальная схема, формирующая электронное перекрестие. Управление этим перекрестием осуществляется с навигационного вычислителя.
Для увеличения точности совмещения перекрестия с ориентиром используется крупный масштаб (30 км), причем электронное перекрестие постоянно задержано по дальности от начала развертки на 20 км. При этом обеспечивается переменная задержка начала развертки до 190 км, т. е. возможен просмотр земной поверхности в указанных пределах.
Органы управления, контроля и регулировки сосредоточены на пульте управления (рис. 285) и на пульте контроля (рис. 286).
Работа станции:
1 Работа РЛС по наземным препятствиям режим — «Горы— Грозы» (рис. 287). Обнаружение наземных препятствий (горных вершин и т. п.) осуществляется при обзоре пространства узким лу-
I — тумблер «РРЧ»; 2 — потенциометр
«РРЧ»; 3—потенциометр «РРУ»; 4, 5 —
потенциометры «ДН. макс», и «ДН.
мин.»; 6 — переключатель контроля рабо-
ты; 7 — тумблер «Лин.—Выкл.»
чом, стабилизированным в плоскости горизонта. Для определения степени опасности полета над возвышенностью применен метод «круга безопасности». Область экрана индикатора, в которой исчезают отметки от возвышенности, называются «кругом безопасности», а расстояние от нулевой отметки дальностей до внешней ее границы — «радиусом круга безопасности». Летчик наблюдает за движением отметки от препятствия по экрану индикатора. Исчезновение отметки, начиная с дальности 8—10 км и более, свидетельствует о безопасности полета над возвышенностью. Сохранение отметки в пределах сектора с радиусом менее 6 км от начала развертки свидетельствует о том, что самолет пройдет над возвышенностью с превышением менее 600 м, что считается опасным.
2. Работа РЛС по грозовым зонам — режим «Горы-Грозы» и «Изо-Эхо» (рис. 288). Грозовые зоны обнаруживаются путем приема отраженных от них сигналов и просмотра этих сигналов на экране индикатора. В связи с тем, что грозовые зоны могут занимать большое пространство и обход их самолетом может привести в некоторых случаях к значительной потере времени, в станции применена система «контурной индикации», позволяющая произвести расшифровку грозовой зоны и выявить в ней участки, наиболее опасные для полета. Сигналы, отраженные от участков с большей турбулентностью, превышают определенный уровень и подавляются, в результате чего эти участки на экране индикатора затемнены. Затемненные места расположены внутри засвеченных областей, соответствующих сигналам, отраженным от участков с Меньшей интенсивностью отражений (меньшей турбулентностью).
|
|
Рис 288 Работа РЛС по грозовым фронтам
Таким образом выявляется центр грозовой деятельности в грозовой зоне для принятия решения о направлении ее обхода.
3. Работа РЛС при обзоре земной поверхности (режимы «Обзор» и «Дальний обзор»). Обзор земной поверхности осуществляется лучом веерообразной формы (типа «косеканс — квадрат») в вертикальной плоскости и узкой лепестковой формы в горизонтальной плоскости. Для увеличения дальности действия станции по обзору земной поверхности предусмотрен режим «Дальний обзор» с переключением диаграммы направленности антенны с веерного луча на узкий в конце каждого полутакта качания антенны по азимуту. Характер диаграммы направленности антенны при работе в режиме «Обзор» представлен на рис. 289. Из диаграммы следует, что по мере уменьшения дальности до отражающих участков уменьшается усиление антенны в этом направлении, чем достигается компенсация возрастания величины сигнала на входе приемника станции.
4. Работа РЛС но определению угла сноса (режим «Снос»), Измерение угла сноса самолета основано на использовании вторичных допплеровских частот. Определение этого угла производится перемещением антенны по азимуту в такое положение, при котором яркостная модуляция сигналов, наблюдаемых на линии развертки индикатора, будет наименьшей. Величина угла сноса отсчитывается по шкале, расположенной на блоке управления. Перемещение антенны производится вручую при помощи специальной схемы управления.
5. Работа РЛС но обнаружению самолетов (^ежим «Самолеты»). Обнаружение самолетов осуществляется приемом непосредственно отраженных от них эхо-сигналов. Степень опасности столкновения с обнаруженным самолетом оценивается пилотом по экрану индикатора при наблюдении за движением отметки самолета.
Это основано на том обстоятельстве, что при прямолинейном движении двух самолетов их столкновение возможно в том случае, если угол визирования с одного самолета на другой при их сближении будет сохраняться неизменным (рис. 290).
Если при наблюдении за отметкой самолета на экране индикатора обнаружится, что угол визирования отметки при сближении не меняется, т. е. отметка самолета перемещается на экране индикатора по радиусу, такой самолет является потенциально опасным.
Рис. 289. Диаграмма направленности антенн в режиме «Обзор» |
Питание РЛС осуществляется от бортовых сетей: переменного тока напряжением 115 в, частотой 400 гц (потребление не более 1,5 ква);
постоянного тока напряжением 27 в (потребление не более 300 вт);
переменного трехфазного тока напряжением 36 в, 400 гц (потребление не более 5 а в каждой фазе).
Дальность обнаружения грозовых зон средней интенсивности, км не менее 250
Дальность обнаружении горных вершин высотой 2 500—6 000 .«
при полете над ними с превышением 500—900 м…………………… не менее 250
Дальность обнаружения самолетов типа Ил-18, Ту-104 и т. д.,
км……………………………………………………………………………………………… не… менее 25
Дальность обнаружения крупных городов типа Москва, Ленинград, Киев, км не менее 250
Диапазон измеряемых углов сноса самолета, град…………………….. не менее±20
Величина зоны обзора РЛС по азимуту от продольной оси самолета ±88+2°. В тексте приводится приблизительное значение ±90°, град……………………………………………………………………………….. 1
Зона возможных перемещений оси диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости от плоскости горизонта,
град……………………………………………………………………………………… не менее ±19
Мощность передающего устройства станции в импульсе, кет. не менее 60
Чувствительность приемного канала станции, дб……………………. не менее 90
Особенности эксплуатации радиолокационной станции. В процессе эксплуатации РЛС необходимо помнить следующее:
запрещается находиться в зоне облучения на расстоянии менее 2 ж от антенного блока при включенном высоком напряжении;
не разрешается при работающем антенном блоке прикасаться руками к вращающимся механизмам и располагать вблизи блока измерительную аппаратуру и инструменты;
не разрешается вскрывать блоки на самолете; работа с антенным блоком в ненастную погоду допускается только при применении специального укрытия;
все работы с блоками должны производиться инструментом, поставляемым в комплекте РЛС.
Все работы по снятию и установке производятся только при полностью обесточенной станции. В открытые волноводы и штепсельные разъемы не должны попадать посторонние предметы, грязь и влага, поэтому после расстыковки волновода или разъемов на обе их части необходимо надеть предохранительные крышки или пластмассовые чехлы.
Транспортировка блоков, особенно антенного, допускается по аэродрому только на амортизированной тележке, оборудованной приспособлениями для укладки блоков.
При работе с антенным блоком не разрешается касаться руками зеркала и козырька рефлектора.
При эксплуатации РЛС проверяют: величину питающих напряжений, токов, кристаллов и магнетрона; правильность переключения разверток; работоспособность приемного капала по реальным радиолокационным целям в режиме «Самолеты» и работу резервной синхронизации; работу ручного управления антенной; работоспособность приемного канала в режимах «Обзор» п «Дальний обзор»; работоспособность схемы формирования электронного перекрестия.
[1] д. с. не зависит от размеров, количества и состояния пластин в допустимых пределах разряда. Для заряженного кислотного аккумулятора £=2,1 в.
Внутреннее сопротивление слагается из соиротивтений электролита, электродов и переходного сопротивления пластины — электролит. Основную долю внутреннего сопротивления аккумулятора составляет сопротивление электролита, которое главным образом зависит от плотности и температуры. Минимальное сопротивление электролит имеет при d=l,2—1,32 г/см3. С понижением температуры величина сопротивления электролита увеличивается. С ростом числа пластин и площади их поверхности, с уменьшением расстояния между пластинами и их толщиной внутреннее сопротивление уменьшается.
Напряжение — это разность потенциалов на зажимах аккумуля-
[2] Анализ производится по методике, разработанной проф. Л. М. Маликовым
[3] При этом угле слежение за светилом не нарушается при колебаниях самолета по углам w, f и ф с угловыми скоростями до 10 град і сек и угловыми ускорениями до 20 г рад! сек2.
Особенности эксплуатации. Агрегаты ЗСО устанавливаются на самолете в таких местах, где обеспечиваются удобства работы с ними и нормальные условия их работы. Вычислитель устанавливается вблизи рабочего места штурмана на специальном амортизированном кронштейне так, чтобы расположение лицевой панели обеспечивало удобное управление им и снятие отсчетов со шкал. Вычислитель устанавливается в чехле, лицевая его часть подсвечивается лампочками УФО.
Автоматические секстанты устанавливаются в верхней части фюзеляжа вне герметичной кабины на специальных плато. Место установки секстантов выбирается с таким расчетом, что был обеспечен обзор верхней небесной полусферы в пределах от 0 до 70°. При установке секстантов их ориентируют так, чтобы стрелка, нанесенная на корпусе секстанта, совпадала с направлением полета.
Блоки усилителен имеют собственную амортизацию и могут быть установлены в любом месте на самолете в горизонтальном положении.
Работоспособность комплекта ЗСО проверяется или в режиме слежения или в режиме настройки, если нет возможности проверить комплект в режиме слежения.
В режиме настройки проверка работоспособности проводится следующим образом. После включения питания на пульте управления ставят переключатели «АСі» и «АСг» в положение «Настройка», переключатель «Солнце—Звезды» — в положение «Солнце», переключатель «Коррекция» в положение «в НБА». Далее включают ЦГВ и КС. Затем включают ЗСО переключателем «Вкл.—Выкл.» и, переставляя галетный переключатель, с помощью кнопок «установка» вводят в вычислитель следующие параметры: